Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Исследовательско-консультационная фирма “АЛЬТ“

Успешный управляющий ростом: какой он?

Почему именно сегодня — управление ростом?

В середине девяностых отечественные компании условно можно было разделить на две группы – одни пытались преодолеть груз советского прошлого, другие, созданные с нуля, решали проблемы становления. Но и у тех, и у других самой важной задачей было выживание в суровом мире. Затем был кризис 1998-го и оживление экономики, когда многие “наслаждались“ возможностью развиваться в отсутствие иностранных конкурентов и активно наращивали свои позиции на рынке. В этот период рост был само собой разумеющимся “приложением“ к толковому руководителю. Однако в последнее время рост вдруг “вышел из-под контроля“, и управление им стало одной из самых актуальных тем, которой интересуется все больше и больше управленцев.

На наш взгляд, это происходит потому, что период саморазвития, основанного на общей позитивной экономической конъюнктуре, подходит к концу, и многие российские компании оказались на пороге нового этапа в своем развитии. Вот только некоторые факторы и события, которые, на наш взгляд, способствуют этому:

Как ростом пытаются управлять…

И потому сегодня многие руководители осознают, что те методы и приемы, которые эффективно работали еще вчера, обеспечивая стабильный рост компании, перестают приносить желаемые плоды. Естественно, для того чтобы изменить ситуацию, руководители пытаются предпринимать что-либо . Как показывает наш опыт, чаще всего используются следующие меры:

Кроме того, нередко эти решения сопровождаются активным и повсеместным внедрением информационных технологий, которые так популярны сегодня.

К чему же это может привести? Думаю, многим близок следующий пример: генеральный директор, собственник, талантливый предприниматель – все в одном лице. И его диверсифицированный бизнес, уже разросшийся до таких размеров, что то и дело норовит выскользнуть в чем-то из-под контроля своего создателя.

После периода мук, криков на нерадивых подчиненных и попыток усовершенствовать собственный time-management и квалификацию по всем возможным вопросам, этот генеральный директор приглашает консультанта и просит: “Оптимизируй и формализуй мне все процессы в компании, пожалуйста, чтобы я знал, кто и что делает в каждый момент времени, чтобы у моих сотрудников не было поля для непрофессиональной самодеятельности“. По мнению этого руководителя, подобная система позволит ему, полностью сохранив контроль за исполнением всех решений в компании, успешно управлять постоянно растущими разнообразными бизнесами.

Если консультант берется за дело, то, пытаясь разобраться в процессах деятельности компании, вдруг обнаруживает, что буквально каждый из них замкнут на генеральном директоре. И совершить крупный платеж, и купить бумагу для принтера в офис – все вопросы к директору. К директору образуется очередь из сотрудников разных бизнесов.

Инициативы среди сотрудников нет никакой – все равно все решения принимает “он“. Сотрудники отдела продаж говорят: “Мы не ищем покупателей сами, т.к. все равно общаться с ними серьезно мы не можем – все решения надо согласовывать наверху. Мы обслуживаем тех, кого прислало руководство“. Поскольку зарплату выплачивают регулярно, но одну и ту же сумму неизменно (порой по нескольку лет подряд), то мотивации прикладывать особые усилия “здесь и сейчас“ для решения насущной проблемы у работников нет.

Круг замыкается: сотрудники безынициативны и не мотивированы, потому что не принимают никаких решений, а директор не может отдавать полномочия таким пассивным сотрудникам…

Возможно, этот пример в чистом виде – редко встречающаяся крайность, однако, посмотрев на свою организацию беспристрастно, думаю, не один руководитель найдет в ней те или иные схожие симптомы. Упомянутые мероприятия являются естественной и часто необходимой реакцией на изменения внешней среды, но какова степень их эффективности? Подобной организации трудно совершить серьезный качественный скачок вперед.

…и как управляют

На наш взгляд, переход многих российских компаний в новое качественное состояние и их дальнейшее успешное развитие зависят от нескольких ключевых решений, от переноса акцентов в управлении компанией:

Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не о полном отказе от стандартизации и формализации рабочих процессов и контроля над ними. Эти управленческие инструменты зачастую являются довольно полезными решениями: например, стандартизация позволяет минимизировать затраты времени на решение стандартных задач, упрощает передачу задач от одного сотрудника к другому, устраняет нелогичности во взаимодействии между различными функциональными подразделениями. Система контроля дает руководителю возможность отслеживать степень и качество выполнения задач и вносить по необходимости какие-то коррективы.

Прочитать статью полностью вы можете в печатной версии журнала

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"